Ural Music Magazine

Blacklist: Кого мы потеряли в 2018 году

Blacklist: Кого мы потеряли в 2018 году

Увы, эти публикации стали уже традиционной частью рубрики Blacklist. Провожая старый год, мы прощаемся не только с новыми релизами, но и с артистами, на жизненном «счётчике» которых навсегда застынут цифры 2018. И всё-таки есть у этого и светлая сторона. 

Не знаю, как вы, а лично я не верю ни в жизнь после смерти, ни в вечную память. Продолжительность и яркость воспоминаний напрямую зависят от наших усилий, так что давайте не забывать об истинных героях, которые теперь стали частью музыкальной истории. Как всегда, каждый мини-очерк сопровождается ссылкой на Википедию – специально для самых любознательных.

Рэнди Уэстон (92 года)

Связи джаза с африканскими корнями понятны сейчас, но они совсем не были очевидными во времена сегрегации. Воспитанный на учении Маркуса Гарви и музыке Телониуса Монка, пианист Уэстон стал едва ли не первым джазменом, кто сделал возвращение к этим истокам делом всей своей жизни. Именно как посла Чёрного континента в Штатах и запомнят этого виртуозного и бесконечно обаятельного артиста.

Читать далее

Слушать в первую очередь: Randy Weston «Portraits of Thelonious Monk» (1990)

  

Сесил Тейлор (89 лет)

Ещё один представитель фортепианного джаза – один из главных героев классического «свободного» поколения. При непосредственном участии Тейлора был создан первоначальный канон фри-джаза. Отличительными особенностями его манеры исполнения были перкуссионная техника звукоизвлечения и сложноустроенная импровизация на основе аккордов-кластеров.

Читать далее 

Слушать в первую очередь: Cecil Taylor «Conquistador!» (1967)

 

 

Отис Раш (84 года)

Немного затерявшийся на фоне таких колоссов чикагского электрического стиля, как Мадди Уотерз и Бадди Гай, Отис Раш даже после смерти сохраняет своё влияние на блюзменов по всему миру. Недаром журнал Rolling Stone включил его в свой авторитетный топ-100 величайших гитаристов – не в последнюю очередь благодаря своеобразной леворукой технике игры на перевёрнутом инструменте.

Читать далее

Слушать в первую очередь: Otis Rush «Tops» (1988)

  

Нэнси Уилсон (81 год)

Воспитанная на классическом вокальном джазе, леди Уилсон на протяжении 55-летней карьеры перепробовала массу стилей и направлений. При этом она всегда сохраняла узнаваемую «торговую марку» – свой мягкий и проникновенный голос, который критики называли «honey-coated», то есть покрытым мёдом. Говорить про уходящую эпоху как-то банально, но прощание с Милой Нэнси – это как раз тот самый случай.

Читать далее

Слушать в первую очередь: Nancy Wilson «Yesterday's Love Songs, Today's Blues» (1963)

 

Джейбо Старкс

У Джеймса Брауна было три великих барабанщика – покойный Клайв Стабблфилд, ныне здравствующий Бернард Пурди и ушедший в этом году Джон Генри Старкс. Самоучка Джейбо считается одним из отцов-основателей фанковой игры на ударных. В тандеме со Стабблфилдом он принял участие в записи таких фирменных вещей Брауна, как «Sex Machine», «The Payback», «Super Bad» – и массы других.

Читать далее

Слушать в первую очередь: James Brown «The Payback» (1973)

 

Хью Масекела (78 лет)

Один из самых известных на весь мир южноафриканских музыкантов, Масекела всегда сохранял связь как с родной культурой, так и с западным шоу-бизнесом, служа своеобразным культурным дипломатом. Его труба могла рассказывать самые разные истории – от неземной красоты мелодий до исполненных горечи песен протеста против апартеида.

Читать далее

Слушать в первую очередь: Hugh Masekela «Still Grazing» (2004)

 

Арета Франклин (76 лет)

Если говорить сухим языком шоу-бизнеса, уход Королевы соула – это, несомненно, самая большая потеря этого года для чёрной культуры. Даже отдельной статьи не хватит, чтобы описать её вклад в музыку последних 50 лет, но кое-что я оставлю на полях этой заметки. Весь прошлый год шли разговоры, что Арета записывает новый альбом с участием Стиви Уандера и Элтона Джона. Очень надеюсь, что на своём веку мы услышим эти записи.

Читать далее

Слушать в первую очередь: Aretha Franklin «I Never Loved a Man the Way I Love You» (1967)

 

 

Томаш Станько (76 лет)

По отношению к польскому джазу можно условно выделить две точки зрения: он либо нравится до безумия своей креативностью и своеобычностью, либо раздражает заумностью и претенциозностью. В любом случае даже те, кому движение Polish jazz не близко, признают авторитет Томаша Станько – трубача, который всю жизнь беззаветно служил своему делу и продвинул национальную сцену на мировой уровень известности.

Читать далее

Слушать в первую очередь: Tomasz Stańko «Music '81 (Polish Jazz vol. 69)» (1982)

 

 

Тони Джо Уайт (75 лет)

Старину Тони с его вечной шляпой, тёмными очками и отстранённой манерой исполнения любили как поклонники белого кантри-блюза а-ля Марк Нопфлер, так и сторонники классического R&B. Помимо безукоризненного чувства стиля мистер Уайт обладал ещё одним ценным даром – он сочинял действительно хорошие песни. Такие, как «Rainy Night in Georgia», например.

Читать далее

Слушать в первую очередь: Tony Joe White «Bad Mouthin'» (2018)

 

Деннис Эдвардс (74 года)

Эдвардс наряду с Эдди Кендриксом и Дэвидом Раффином образует тройку самых известных участников вокальной группы The Temptations. Придя в коллектив при не самых радужных обстоятельствах, он на следующие несколько лет стал его лицом. Именно с участием Денниса записаны такие жемчужины психоделического соула, как «Papa Was a Rollin' Stone» и «Ball of Confusion».

Читать далее

Слушать в первую очередь: The Temptations «All Directions» (1972)

 

Вау Вау Уотсон (67 лет)

Если продолжать разговор о психоделическом соуле и других актуальных стилях чёрной музыки 60-х и 70-х, нельзя забывать про вклад гитариста Мелвина Рейгина. За фанковые звуки своей вау-педали он получил прозвище Wah Wah Watson. Услышать его игру можно на пластинках таких первостатейных артистов – таких, как Майкл Джексон, Глория Гейнор, Марвин Гей, Херби Хэнкок и Джордж Бенсон.

Читать далее

Слушать в первую очередь: Wah Wah Watson «Elementary» (1976)

 

 

Леон Ченслер (65 лет)

Барабанщик Леон «Ндугу» Ченслер (не Ченклер, как принято писать в рунете!) имел умеренно успешную сольную карьеру в русле джаз-фьюжна, но гораздо более известна его работа в качестве сессионного музыканта – Майлз Дэвис, Карлос Сантана, Джордж Дюк, тот же Майкл Джексон и другие колоссы чёрной музыки в разные годы становились его работодателями.

Читать далее

Слушать в первую очередь: Patrice Rushen, Stanley Clarke, Ndugu Chancler «Standards» (2014)

 


Дидье Локвуд (62 года)

Мсье Локвуд оставил яркий след сразу в двух музыкальных мирах. Как джазовый скрипач он продолжил и развил традиции Стефана Граппелли и Жана-Люка Понти, почерпнув у последнего немало идей. Поклонникам прогрессивного рока запомнится участие Дидье в группе Magma – самом известном французском фьюжн-коллективе. Эту разносторонность он сохранил до последних дней творчества.

Читать далее 

Слушать в первую очередь: Didier Lockwood «Round About Silence» (1998)

 

Михаил Альперин (61 год)

Ни одна статья о влиятельных джазовых музыкантах с постсоветского пространства не может считаться исчерпывающей без упоминания Миши Альперина – именно под таким именем его знали западные слушатели. Первые пластинки этого пианиста выходили ещё в СССР, однако подлинная слава пришла к нему после эмиграции в Норвегию. Его атмосферные звуковые пейзажи с элементами «воображаемого фольклора» со временем стали частью актуального нордического джаза.

Читать далее

Слушать в первую очередь: Misha Alperin with John Surman « First Impression» (1999)

 

 

Рой Харгроув (49 лет)

Едва ли не самой сильной стороной трубача Харгроува было его умение делать сложноустроенный джаз ясным и по-настоящему человечным. Порукой тому – две награды «Грэмми» в двух разных джазовых стилях, а также участие в записях соула, рока, хип-хопа и госпела. Его преждевременная смерть от хронической болезни шокировала как сообщество профессионалов, так и простых слушателей.

Читать далее

Слушать в первую очередь: Roy Hargrove «Moment to Moment» (2008)

 

 

Роман Гринёв (41 год)

Роман был редким бас-гитаристом – с безукоризненной техникой, безошибочным чувством вкуса и огромным количеством записей. Даже его столичные коллеги-музыканты наверняка не подозревают, сколько песен (в том числе и вполне радиоформатных) записаны с его участием. Его гибель – из числа тех, что навсегда остаются незаживающими шрамами. Рома, спасибо тебе, may funk be with U.

Читать далее

Слушать в первую очередь: паблик в память о Романе Гринёве

 

 

Мак Миллер (26 лет)

У этого парня было практически всё, чтобы стать важнейшим эмси своего поколения – стиль, манера, талант и имидж. Даже в годы, когда все медиа принадлежат разрисованным и нелепо татуированным рэперам, он сохранял связь с корнями хип-хоп культуры и оставался при этом востребованным артистом. Не хватило буквально малости: не поддаться соблазнам красивой жизни. Увы, увы…

Читать далее

Слушать в первую очередь: Mac Miller «Swimming» (2018)