Ural Music Magazine

«У нас нет цели срубить бабла»

«У нас нет цели срубить бабла»

Снимать видео, особенно, качественное, – это труд, такой же тяжелый, как запись и сведение музыкального альбома. Но почему-то группы часто пренебрегают этим фактов. Уральский режиссер и клипмейкер Иван Пономарев в своей колонке для UMM рассуждает о том, почему видео – лучший пиар и на что тратятся бешеные деньги за съемки.

Последние пару лет современный зритель и слушатель утопает в бесконечных клипах. Музыканты берут у друзей фотоаппарат или обращаются к кому-нибудь из друзей, снимающих свадьбы, уставших от бесконечных банкетов и сборов невест и желающих выразить себя творчески. Из-за этого грань, где заканчиваются видеоэксперименты и начинается музыкальное видео, немного стерлась.

Эта форма киноязыка всегда была инструментом для продвижения групп и ничем более. Люди смотрят клипы не для того, чтобы оценить режиссерский почерк или операторскую работу, они смотрят видео, потому что хотят оказаться в этом музыкальном коллективе или чтобы им рассказали историю.

Существует два вида клипов: non-narrative и narrative. Narrative – это клип с драматургической основой, с историей, песня здесь выступает идейным центром либо темой, которую разрабатывает режиссер. Non-narrative – это концептуальная вещь, где можно увидеть только музыкантов или набор образов, наталкивающий на определенные размышления о треке.

Последнее время мы часто слышим отзывы зрителей, что «песня не очень, а клип норм». На мой взгляд, это большая проблема. Видео должно только подчеркивать особенности и сильные места композиции. Вспомните свои любимые видео, наверняка, вам нравятся песня, изображение и звук как единое целое.

Золотая эпоха MTV прошла, к сожалению, и никто не знает, когда наступит то прекрасное время, когда каждый второй клип снова будет чем-то удивительным. Достаточно вспомнить «Smack my bitch up», который снял для Prodigy режиссер Юнас Окерлунд. Он создал историю, учитывая темп песни и используя технический прием, и это выглядит невероятно. Пионерами таких видео были W.I.Z., Джонатан Глэйзер, Дэвид Финчер, откройте любое их музыкальное видео и увидите, что технический прогресс не дал киноязыку ничего, кроме оскуднения. Идеи ушли, появилось 4K.

С другой стороны, неправильно думать, будто хорошие видео не появляются и что никто уже не умеет снимать. Нет, есть невероятные ребята, например наш соотечественник Lado Kvataniya или Хиро Мурай. Но это единицы.

В музыкальное видео приходят в основном те, кто очень любит музыку и кинематограф, рано или поздно такие люди начинают делать кино. Клипы – это промежуточная остановка на большом режиссерском пути.

Единого рецепта съемок клипа нет. У вас в команде те же департаменты, что и при съемке рекламы или кино. Все начинается с режиссера, который придумывает концепцию, пишет сценарий, затем он обращается к оператору-постановщику и художнику-постановщику, чтобы вместе продумать визуальную концепцию видео, затем идет кастинг, подбираются ассистенты, продюсер, администрация и все остальное.

Возможно кто-то спросит, зачем эта большая команда, когда у меня есть камера и я сам умею монтировать? Безусловно, вы можете сделать видео, неплохое, но что лучше: одна голова или несколько, где каждый знает свое ремесло и может предложить что-то уникальное? Человек который пытается сесть сразу на все стулья, рано или поздно поймет, что ему нужна помощь. Да, когда на площадке работает 15 человек, это стоит больше. Кинематограф, реклама, музыкальное видео – это дорого, но начинающим группам не нужны космические бюджеты. Все зависит от концепции, которую придумает режиссер, и если он компетентен, то поймет, что у начинающего коллектива нет больших финансовых возможностей и сделает все максимально дешево.

Музыкальные группы Екатеринбурга уже не видят смысла клипах, для них это последняя очередь, все деньги идут на запись альбом и пиар. Я же считаю, что видео – самая интересная форма продвижения.

Многие музыканты спрашивают у меня – можем ли мы сделать все бесплатно? Можешь ли ты сделать все один? Снять на фотоаппарат? Я могу, но подумайте, что из этого получится. Съемка клипа – это такая же работа, как и работа звукорежиссера в студии. Вы можете представить, что группа приходит в студию звукозаписи и просит записать весь альбом бесплатно? Откуда пошла такая тенденция снимать музыкальное видео без денег – я не знаю. Видео без бюджета – это не какой-то миф, мы можем это сделать, было бы желание. Развею сейчас множество иллюзий по поводу того, куда идут деньги. Представьте себе, они идут не в карман режиссера, они идут на то, что будет в кадре. Чем больше мы можем позволить бюджет, тем круче будут локации, круче свет, круче актеры, круче впечатление.

Стоить отметить еще одну важную деталь: для режиссера снимать клипы – это работа. Многие думают, что режиссеры живут на какой-то финансовый капитал своих родителей или что они не платят за квартиру. Как правило, на разработку и съемку видео уходит месяц ежедневной работы. Да, есть люди, которые ставят процесс на конвейер и делают все на автомате, но, слава богу, таких людей очень мало. Остальные же стараются выжать из себя то, чего раньше никогда не делали, стараются поразить зрителя и слушателя. Зритель сразу видит, если режиссер старается его обмануть, он выключит видео на первых секундах.

Надеюсь музыканты когда-нибудь поймут: ребята, мы с вами друзья, мы заинтересованы сделать клип настолько круто, насколько это возможно – у нас нет цели «срубить бабла». Потому что за этим можно пойти в соседний жанр – рекламу. Понимаете, производство видео – это действительно производство, но все мы рано или поздно приходим к искусству, только это имеет смысл.  

Клипы Ивана Пономарева можно посмотреть здесь.