«Просто» рецензия. Осмысление любви и смерти в новом альбоме Mujuice
Цифродернизм, супергибридность, любовь – химия, смерть – горстка праха и другие мысли участника проекта «Просто 7» Тимы Бондаря о пластинке «Amore e morte».
Пять лет назад вышел «Downshifting» – лучший отечественный альбом 2010-х, который появился удивительно вовремя. Это сейчас русскоязычная DIY-сцена переживает свои золотые годы, тогда же, среди засилья штампованного западно-ориентированного, но качественно сделанного и не успевшего надоесть эпигонства пластинка была большим прорывом и глотком свежего воздуха. Он был уютным, в доску своим, доверительным полушепотом рассказывающим о юности и смерти поколению 20-25-летних, которое уже окунулось во взрослую жизнь и было отчаянно не готово смириться с тем, что их собственная юность закончилась. Проверку годами «Downshifting» прошел, оставшись одним из важнейших альбомов последних лет, став в определенном смысле культовым. Поэтому продолжение ждали, подтверждая тем самым удивительность Муджуса – артист делает электронику мирового уровня и откровенно посредственно поет, а люди ждут от него вокала.
Если «Downshifting» телепортировал в юность, то «Amore e morte» телепортирует в «Downshifting». Глупо предполагать, что Роман Литвинов (настоящее имя Муджуса) не знал о главных претензиях к своему песенному творчеству, среди которых излишняя метафоричность текстов и самоповторы в образах. Но для Муджуса весь альбом – единый образ, поэтому традиционная нарративная структура – не про него. Как идеальный представитель эпохи цифродернизма или супергибридности из надерганных цитат, Роман строит четкий и простой образ – так было в «Downshifting», так произошло и в альбоме 2016 года. Вот только на «Amore e morte» музыкант пошел еще дальше, увеличивая культурную энтропию, которая, очевидно, наш удел, цитируя сам себя («Отчуждение милый друг / На тебе замкнётся круг» в «Энтропии»), закольцевав эту часть своего творчества в последнем треке («Оглянуться не успел / Обещание сдержать / Повзрослеть не повзрослев / Прочитаешь по губам / Начинать с начала»).
«Amore e morte» и «Downshifting» похожи как братья, но здесь работает другая хронология – кто появился позже, тот старше. И пусть сам автор и говорит, что новый альбом – злой брат-близнец предыдущей работы, мне он кажется просто взрослее и прагматичнее. Муджус не раз говорил о том, что в его видении музыка должна быть функциональной, но сложно не заметить, как музыкант откровенно наслаждается фонетическими упражнениями и возможностью их озвучить: «тигоны и лигры», «старлетки на нервы», «на Луне на нуле», англицизмы, которые в данном случае почему-то не раздражают. Если у этой лирики и есть прикладное назначение, то оно не лишено красоты.
Новый же альбом в этом плане куда менее изыскан и более приземлен. В «Любви и смерти» вопреки своему названию не так много метафизического, как в его предшественнике. Любовь здесь – химия, а смерть – горстка праха, которую каждый оставит после себя. Лирический герой этой истории повзрослел вместе со своими слушателями и уже не строит иллюзий. Оттого ему и нужна эта нарочитая динамичность вкупе с растущей пульсирующей ритмичностью и фирменным, рассчитанным на танцполы, «Оу!». В этом действительно видится большая прикладная польза, чем от бессмысленных страданий. В этом есть зрелость. Хотя, конечно, никуда не делись и декадентская лирика, и задумчиво-обреченная атмосфера. Это все-таки поющий Муджус, а альбомы все-таки братья.
«Downshifting» упрекали в монотонности, но на фоне новой пластинки он кажется куда более вариативным интонационно. В «Amore e morte» Роман звучит жестче, тяжелее, и кажется, что, утяжелив голос, он потерял эмоциональную маневренность, за счет которой так цепляла, например, «Милый друг» с ее иступленным «Ничего, ничего, ничего, ничего» и, особенно, «Каждый день». В интервью артист говорил, что голосом невозможно обозначить пунктуацию или кавычки, но вернее будет сказать, что это невозможно в контексте его нового голоса – плотного, натянутого, как тетива. Раньше с этим не было проблем, но пойти на эту метаморфозу музыканта сподвигла, надо полагать, мысль о том, что большинство знаков препинания в «Downshifting» остались несчитанными. А так как песенные альбомы для Романа – высказывания, было важно, чтобы высказывания были поняты, несмотря на форму потока сознания. И это обуславливает ту самую эмоциональную простоту – «Amore e morte» можно и хочется слушать на репите, он не старается затронуть вас за живое, но вполне сносно доносит свой посыл.
Понятно, что большинство плюсов этого альбома применимы ко всему вокальному Муджусу. «Amore e morte» тяжело рассматривать в вакууме. Уникальность Ромы Литвинова в том, что за качественной электро-поп оберткой идет игра на поле культурного бэкграунда, который у его целевой аудитории общий. Поэтому его альбомы так цепляют, поэтому они так близки своему слушателю. Поэтому приглашение Земфиры для записи «Возвращайся домой» – это очень круто (для Земфиры в неменьшей степени). Это не веха, какой был «Downshifting», но это очень хороший отечественный русскоязычный альбом. А для фанатов Муджуса это просто большой подарок – всегда приятно ждать несколько лет и не разочароваться.
Фото – со страницы Mujuice в ВК