Ural Music Magazine

«Просто» обзор. 6 лучших российских альбомов за лето-2016

«Просто» обзор. 6 лучших российских альбомов за лето-2016

Не за горами зима, поэтому самое время ненадолго вернуться в жару, пусть лишь в наушниках. Встречаем снежный, но все еще осенний ноябрь – участник проекта «Просто 7» Тима Бондарь выбрал лучшие российские альбомы, выпущенные летом 2016-го. 

Исполнитель: Порез на Собаке

Альбом: Горе-Поводырь

«Порез на Собаке» – это спектакль, разыгранный Александром Ситниковым («4 позиции Бруно», «Птицу Емъ») и Ольгой Чернавских. В одном интервью ребята из «Позиций» говорили, в шутку или всерьез, что их не особо интересует происходящее снаружи, намного важнее то, что внутри – отсюда образ закрытой комнаты и блуждания из угла в угол. Тем удивительнее, что Ситникову удалось в одном из этих «углов» отыскать исполнительницу женской роли, не менее харизматичную, чем он сам. Именно ее ведьминские интонации делают монолог плотоядной сирены в «Дне Нераскрываемых Жвал» таким неприкрыто опасным, но обольстительным. Психоделическая «За Волной Волна» оставляет больше вопросов, чем ответов, что не мешает ей быть лучшей песней на альбоме, а вязкий «Тяжелый Яд» обещает исключительно мучения, но хотя бы дает время перевести дух. А блестящий «Приход Ангела Бедоносца» – апофеоз этой фантасмагории.

Если долго смотришь в бездну, бездна начинает смотреть в тебя, но екатеринбуржцам недостаточно смотреть, они ведут с бездной живой, захватывающий диалог. Не особо обращая внимание на слушателя, который является свидетелем этого интимного, по большому счету, процесса: становится как-то неловко и при этом втайне отрадно, когда при тебе достают этот мрак и на твоих же глазах препарируют. И во многом «Порез» – это те же «4 позиции Бруно», только под другим углом, а значит у тех, кто не понимает творчество главного проекта Александра, есть шанс стать участником жуткой и завораживающей сцены, что описана выше, с «Горе-Поводырем» в качестве персонального Вергилия. Тем не менее, этот альбом все равно остается такой же феерически талантливой, но нишевой музыкой, которая с большой вероятностью найдет отклик у давно устоявшейся, исключительно лояльной аудитории «Позиций» и «Птицы». Остальным же придется покопаться в себе в поисках места для такого рода творчества.

 

Исполнитель: Мальбэк

Альбом: Сегодня

Если получится пережить инсулиновый всплеск, вызванный экстремально приторной песней «Платье», открывающей второй мини-альбом москвичей «Мальбэк», вас ждут пять очень качественных поп-треков и, пожалуй, лучший независимый поп-релиз этого лета. Добавив к внутреннему конфликту и отчужденности, которые стояли во главе угла в предыдущих работах группы, классические приемы коммерческой поп-музыки, ребята сделали бодрую и цепляющую пластинка, где под упругий бит чеканятся максимально простые рифмы. В конце внезапно случается «Кокон» – видимо, бонус-трек к этому ЕР, потому что в треклисте на bandcamp его нет. Но именно в нем максимально раскрывается это сочетание, которое можно обозвать урбанистическим RnB и на котором в свое время взлетели The Weeknd, а позднее – JMSN.

«Кокон» – лучшее, что на данный момент выпустили «Мальбэк»: за две с половиной минуты вы услышите отсылки к Дрейку и Скриптониту, а еще целый ворох сэмплов – Каста, Eminem, Окуджав (Булат, а не проект с Екатериной Павловой). «Скриптонитовые» интонации также слышны и во «Все, что мне нужно» – песне, записанной при участии БЦХ, друга коллектива и человека, который на этом новом RnB собаку съел. Записать «Духи» помог другой небезызвестный персонаж – Петар Мартич. Причем его погранично ироничный куплет скорее в духе «прыгай, киски», нежели того, чем он занимается сейчас в коллективе «Пасош». Пока непонятно, куда дальше будет двигаться «Мальбэк», но уже очевидно, что и в России появились ребята, которые хотят делать интересный и неглупый поп.

 

Исполнитель: MODNYTSA

Альбом: Каприз

Сверкнув относительно давно, екатеринбургская группа MODNYTSA исчезла с радаров, скрупулезно работая над дебютной пластинкой. И «Каприз» однозначно оправдывает и выданные авансы, и основывающиеся на них ожидания, хоть и не без некоторых «но».

Несмотря на обложку и звук, пластинка не является данью какой-то определенной эпохе. Скорее музыканты просто собрали воедино все ностальгические образы современных 20-летних: музыку и определенную визуальную эстетику 80-х, фильмы и дух 90-х, ну а сюжеты универсальны. Все это крепко взболтали и получили в результате однородную поколенческую ностальгию с модным «продающим» лицом, как из рекламы условного банковского вклада. Не в том смысле, что этот образ стерилен, а в том, что он понятен каждому.

Казалось бы, это эпигонство за эпигонами, копия копии, снятой с копии, все это даже в России уже делали и On-the-Go, и Auroraw, и многие другие, вот только у MODNYTSA получается делать хиты (что у On-the-Go уже давно не получается), а значит какая разница? «Плюс тридцать в полдень зной над головой», – большой готовый хит, не зря вокалист Влад Кистнер говорит об этом треке, как об одном из самых прогрессивных в своем творчестве. Такие песни должны бы крутиться на радио, наряду с «Сегодня вечером» и «Наяву», которые обладают не менее цепляющими припевами, хоть и не так интересны музыкально. И даже оскорбительно простецкий текстово (и это притом, что и другие тексты по законам жанра максимально просты) «Именинник» заставляет двигать головой в такт, а ироничность подачи отвлекает от незамысловатости содержания.

Однако к группе MODNYTSA остается масса вопросов: почему так мало хронометража (и при этом все так долго записывалось), к чему эти «пробники» песен ближе к концу (если это игра в концептуальность, то ей не хватает стройности), что дальше (этот рецепт кажется недолговечным), почему «улыбка одета», а не «надета», в конце концов. Но это если придираться. А придираться пока не хочется.

 

  

Исполнитель: Valotihkuu

Альбом: In a Garden

Если бы стояла задача аудиально и при этом без слов передать атмосферу и посыл «Вина из одуванчиков» Брэдбери, «In a Garden» справился бы с ней идеально. Сотканный из вручную записанных звуков флоры и фауны, детских воспоминаний и исключительного сочетания любви к жизни и меланхолии, эмбиент Valotihkuu позволяет физически почувствовать себя героем мультфильма Макото Синкая, лежащего на идеализированном цветущем лугу и наблюдающего за неспешным ходом пушистых облаков на пронзительно голубом небе. Хочется ощутить на коже легкий летний ветерок и обернуться в поисках звонких птичьих голосов, настолько органично они вписаны в эту пасторальную картину. И кроме как образами про новый альбом Дениса Давыдова из Череповца говорить решительно невозможно – это одно из сильнейших эмоциональных переживаний, которые можно испытать от музыки в этом году. А то, что альбом издали на физическом носителе, еще и на кассетах, пусть и смешным тиражом, придает этой музыке еще большую всамделишность. Кассетность записи роднит Valotihkuu с одним из лучших лоу-файных проектов из России – «Творожным Озером», пока тот не ушел в совсем абстрактные эксперименты – только без его винтажной советскости. Журчащий, опьяняющий своей безмятежностью, звук, наполненный электроакустическими переборами, максимально раскрывается в композиции «Early Summer» – жемчужине «In a Garden». Гипнотическая «After Rainfall» уступает место еще одному маленькому шедевру – «Sinking Flowers», построенному тем же нехитрым способом, что и «Early Summer», разве что куда сильнее отдающемуся мечтательным воспоминаниям о лете, которое неминуемо подойдет к концу. Хотя, конечно, альбом не имеет смысла разбивать потреково – его волшебство монолитно и ценно непосредственно своей цельностью. А значит и слушать «In a Garden» от Valotihku нужно целиком.

 

Исполнитель: homeboy in luv

Альбом: GOTH SLOTH

Лейбл Saint-Brooklynsburg Record Club – важный остров на современной музыкальной карте отечественного DIY, с которым сотрудничает ряд очень интересных исполнителей. Особняком, конечно, стоит группа angelic milk, но сейчас речь пойдет о Максиме Старовойтове. Он живет в Хельсинки, под именем homeboy in luv делает застенчивый подростковый (и, разумеется, лоуфайный) инди-поп и пытается играть то в нойз и шугейз, то в поздних Belle and Sebastian. В целом, это музыка от и для поколения безлимитного интернета, с его жизненной позицией, сформированной тамблером и социальными сетями, но которая при этом имеет все черты инди-рока из середины нулевых, когда огромное количество групп пытались повторить успех первопроходцев того ревайвла – условных The Kooks и Arctic Monkeys – бюджетно, прямолинейно, не слишком искусно, но действительно искренне, просто и понятно. Своего рода The Teenagers (особенно композиция «DIARY”), только без их цинизма и мизогинии в текстах. Они у Максима так же жизнеописательны, но наивны, милы и, опять же, просты. Хотя и в них проскакивают занятные вещи: «Я, конечно, люблю своих друзей, хотя обычно их рядом нету» или «Я нуждаюсь в тебе, как цветок из «Икеи» нуждается в воде – раз в неделю». homeboy in luv выгодно выделяется на фоне огромного количества отечественного лоу-фая тем, что в его случае такой формат на сто процентов оправдан и исполнен с большим трепетом и чувством вкуса. Другими словами, лоу-фай здесь не средство, а цель. А имея цель и талант не так трудно попасть в яблочко, что молодой музыкант успешно проделывает альбомом «GOTH SLOTH».

 

 

Исполнитель: Озёра

Альбом: В отличие от тебя, хардкор никогда не умрет

Прятать лица за масками и творить анонимно – тема не новая даже для российских реалий. А вот взять название для дебютного альбома у титанов пост-рока Mogwai, один в один, лишь переведя его на русский язык – это уже что-то новенькое. Это действительно странно, потому что было очевидно, что «В отличие от тебя, хардкор никогда не умрет» привлечет внимание – сингл «Звезды» вышел интригующим, несмотря на большое количество попа с женским вокалом, выпускаемого в последнее время. Анонимность, странноватый contemporary dance от юной барышни в клипе «Акула» – откуда черпается вдохновение для визуальной составляющей проекта, вроде бы, понятно. Непонятно, разве что, всерьез ли все это или это акцентированная насмешка? Вкупе с названием вопрос действительно остается открытым.

Что же касается музыкальной составляющей, здесь все просто, а точнее, минималистично. Многие грешат, сравнивая любую русскоязычную инди-поп-группу с девушкой на вокале с «Наадей», но стоит признать, что проект Надежды Грицкевич сильно повлиял на новую российскую музыку, задав тренд своим уникальным сочетанием классического трагизма русской женщины с нелегкой судьбой и филологической девы нового образца, той, которая легко может использовать слово «наебнется», если потребуется. Вот и здесь этот пример напрашивается, не в качестве прямого сравнения, конечно, всего лишь в виде ориентира. В остальном же музыка «Озёр» не претендует на какую-либо глубину – мелодии, наигранные словно а детском синтезаторе, и проникновенный голос без обработки наговаривающий своему слушателю на ухо: «Север тянет меня к себе, не вернусь оттуда, не вернусь оттуда». И, думается, есть в этом необъяснимо притягательном тембре анонимной вокалистки какая-то магия, потому что песни с мини-альбома «В отличие от тебя, хардкор никогда не умрет» еще долго не выходят из головы, а руки тянутся нажать кнопку «Repeat».